+38(067) 891 38 70
Искусство живой архитектуры

Из истории Топиарного искусства

covorp Просмотров : 3853385304-02-2013 | История
Прослеживая корни английского слова "topiary", обнаруживаем, что оно не имеет отношения к латыни (как это могло показаться на первый взгляд), а происходит от греческого topos -место, уменьшительной формой существительного topos было слово  topia /topion (ед.ч/мн.ч;), означавшее традиционную тему в риторике, общее место, речевое клише.

ДРЕВНИЙ РИМ

Первые письменные упоминания об орнаментальном садоводстве принадлежат римлянам  и датируются 38 г. до н.э и 14 г. н. э. Плиний Старший приписывал это открытие Кнею Матию (Gnaius Mattius),  другу императора Августа. Возможно, искусство стрижки деревьев и кустарников было привнесено  ранее из Средиземноморья и Азии. Каким бы ни было начало, к концу первого столетия н .э., топиари становится   естественным украшением садов состоятельных людей.

В своих письмах Плиний Младший (62-110  гг. н.э.), описывает сады своей виллы в Тоскании как «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой  причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина — Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен» он добавляет, «…Кусты самшита подстрижены в сотни разных форм: иногда в виде букв, прославляя имя мастера, а иногда и подмастерья; то тут то там небольшие обелиски  появляются и исчезают,  среди плодовых деревьев».
Это великолепное описание сада, украшенного самыми фантастическими формами, и, что самое интересное,  несмотря на то, что садовники были рабами, достаточно уважаемыми людьми,  достойными, чтобы увековечить свое имя. 

Поскольку Римская Империя распространила свое влияние на весь завоеванный мир, колонизаторы принесли с собой много элементов своей культуры.  Дворцы и Виллы появлялись  на завоеванных землях, повторяя те, что были оставлены на Родине, и при археологических раскопках были найдены сады и самшитовые изгороди, подтверждая частое использование топиари тогда, впрочем, как и сейчас. 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

После падения Римской Империи (около 4 столетия после Рождества Христова) наступает период, известный как Смутное Время. Это был долгий период общественного хаоса, в течение которого основная борьба была за выживание. Блага цивилизации были оставлены в стороне. Только в монастырях и хорошо охраняемых замках искусство орнаментального садоводства не было забыто. Скудные документальные сведения подтверждают, что искусство топиари, стилизованные формы которого можно видеть на планах  в манускриптах и других источниках отображающих  этот период, не перестало существовать.

ИТАЛИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Сады являлись не только предметом удовольствия, но и отражением благосостояния хозяев. Это был 14 век, период Итальянского Возрождения.
Обращение к классике, поиск стиля и форм его воплощения породили сады, которые существуют и поныне: Сады Виллы Ланте (Баньайя); Кастелло Балдино (Монтальто ди Павиа) и Виллы Гарцони, около Коллоди в Тоскании. Они отражают влияние эпохи Ренессанса в подстриженных изгородях и причудливых формах топиари.
Архитектура виллы во Флоренции, созданная Леоне Альбертис в 1459, отражает его страсть к стриженым формам. Он включал в свои работы топиарные формы: «сферы, колоннады, часовни, урны, вазоны; фигуры обезьян, горилл, волов, медведей, гигантов; мужчин и женщин, военных, ведьм, философов, пап и кардиналов».
Со временем влияние Ренессанса распространяется на всю Европу.

17-18 ВЕКА

ФРАНЦИЯ

В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе  разнообрназные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые ""партерами"" и высокие,  для акцента или зрительной преграды. 

Искусство топиари использовалось только для  того, чтобы подчеркнуть архитектуру или в саду регулярного стиля. Этот стиль довел до совершенства Андре Ленотр в конце 17-го века, спроектировавший сад для короля Луи XIV.  Ленотр создал массивные орнаментальные партеры и огромные изгороди, которые простирались на мили. Сад прославлял абсолютную власть монархии как над человеком, так и над природой, и, по слухам, стоил около двух миллионов франков.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

В Англии  довольно рано возникло увлечение  зелеными лабиринтами, благодаря которому поддерживалось и развивалось искусство стрижки деревьев.  По свидетельству современников,  граф Букингемский в 1502 году  платил деньги садовникам за ""уход за виноградниками и их формировкой"". Помимо садов  с традиционными изгородями, существовал сад Тюдоров, со сложным переплетенным рисунком партера, созданного из низких изгородей. 

В 17 веке орнаментальное и экстравагантное топиари стало  особенно  популярно.  Некий поэт так описывал  идеальный сад: ""из розмарина, стриженного причудливыми формами: здесь  кентавры, киты и сотни других фигур"".

Уже в  начале 17 века сложные орнаменты стали  неотъемлемой частью садово-паркового искусства.  В 1618 году Уильям Лоусон оставил такие распоряжения:  ""…ваш садовник может создать сцену охоты на фоне леса, используя фигуру вооруженного, готового к сражению человека; быстрых гончих, преследующих оленя или в погоне за зайцем"".

НИДЕРЛАНДЫ

Рост благосостояния буржуазии и появление новых растений из разных частей света привел к очередному витку в развитии голландского садоводства.  Отвоеванная с большим трудом у моря земля в Нидерландах всегда стоила дорого, поэтому сады имели небольшую площадь. В основе голландских садов  были несложные, но эффектные  элементы: арки, крытые галереи, простые узоры и, конечно, топиари.
 
Любовь  голландцев к стриженым растениям простиралась гораздо дальше привычных геометрических форм — конусов, сфер, кубов и колонн. Они украшали свои небольшие сады зелеными скульптурами: фигурами людей, животных, птиц и абстрактными фигурами. 

ЗОЛОТОЙ ВЕК

Когда Вильгельм Оранский прибыл из Голландии для принятия Британского престола, после «Славной Революции» 1688 года, он привез с собой увлечение «зеленой стрижкой».
Примкнувшее к уже устоявшейся традиции британского садоводства  искусство стриженых форм было принято с энтузиазмом. Позже это время стало известно, как «Золотой век топиарного искусства».

Это было время всемирно известного сада, созданного в Левенс, включавшего в себя сложные и экзотические формы топиари. Этот и многие другие сады, были созданы своими хозяевами-энтузиастами, следовавшими моде того времени.

Обычные сады и сады – топиари в голландском стиле распространились по всей Англии и были наполнены странными композициями «гигантов, животных, монстров, фамильными гербами и надписями, сделанными из тиса, самшита и падуба, — замечает Horase Walpole. Со всех сторон виднелись, «Боги, животные и другие фигуры,  высеченные  из камня, а выстриженные из деревьев и кустарников изгороди, исполняли роль фона или галереи.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Северная Америка также  имеет свою традицию топиарного искусства. Хотя первые образцы не отличались витиеватостью, в конце 18 века начали создаваться сады европейского стиля.
Они включали в себя элементы топиарной стрижки и стали отличительной чертой североамериканских садов.

Прошлый век стал веком становления  некоторых наиболее изысканных садов:
Green Animals в Род Айленде, The Ladew Topiary Garden в Мэрилен и сады Longwood в Пенсильвании. Эти сады, без сомнения, являют собой «Новое Топиарное Искусство», а использование каркасов из проволоки, по которым стригутся растения, ставит Северную Америку во главу развития нового современного стиля топиари.

СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Современный стиль жизни не оставляет время для совершенствования искусства, которое требует терпения, и все же можно отметить постоянно растущий интерес к искусству топиари. Может быть ностальгия, или сентиментальное отношение к прошлым поколениям объясняет наш интерес; или может быть те визуальные ощущения, которые создает топиари в саду. Не оставляет сомнений это заявление, а возможно просто реакция на красоту, декоративность, естественность  и популярность садов прошлых лет.

Сегодня топиари – один из старейших видов искусства, которое не перестает очаровывать, потому что есть что-то непроходящее в удовлетворении от работы по созданию и эстетическое удовольствие от полученных результатов.
Всегда есть идеи, интерес к «Новому Топиари», который будет восхищать и удивлять еще многие годы. 

Теги: топиари, история

Disqus